Сатаев Рустам (detectiv_ufa) wrote,
Сатаев Рустам
detectiv_ufa

История Третьей соборной мечети г. Уфы

в начало

Часть 5 предыдущая глава

Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов - Зия (Зыяитдин) Камали

01.jpg

Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов - Зия (Зыяитдин) Камали (09.12.1873 - 1942гг.)

В предыдущей статье освящалась краткая биография первого имам-хатыба 3-й Соборной мечети г. Уфы, инициатора и основателя, мударриса медресе "Хасания" – Хасанова Мухаммедсабира Мухаммеджановича. Его годы службы в мечети с 1903 по 1924.

После него имам-хатыбом назначен выдающийся мусульманский деятель, татарский богослов, просветитель, основатель новометодного медресе "Галия" – Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов, более известный, как Зия (Зыяитдин) Камали (09.12.1873 - 1942гг.).

Был имам-хатыбом Третьей Соборной мечети с 1924 г. по 1930г.

Родился 9 декабря (22 декабря по новому стилю) 1873 года в знаменитой деревне Келяшево Кара-Якуповской волости Уфимского уезда одноименной губернии, ныне деревня Кляшево Чишминского района Республики Башкортостан в бедной крестьянской семье. Отец его выходец из Тетюшевского уезда Казанской губернии, зарабатывал на жизнь бурлаком на Волге. Их семья жила настолько бедно, что братья и сёстры Парвазетдина умирали в детстве..

Начальное образование Зия Камали получил в школе (мектебе) родной деревни. На свои скудные средства Ямалетдин отправил мальчика учиться в Уфу, в медресе "Усмания". Однако отцовской помощи не хватало, и Зия Камали подрабатывал - зимой топкой печи в медресе, а летом, как и его отец, уходил на заработки, батрачил у богатых.

После окончания курса обучения он был оставлен в медресе преподавателем богословских дисциплин на арабском языке. В 1898 году способного преподавателя Парваз ад-дина по предложению мударриса Хайруллаха бин Усмана Уфимское мусульманское благотворительное общество направило на учебу в Стамбул. Оттуда он вскоре перевелся в Каир на философский факультет университета Аль-Азхар.

Одним из тех, кто оказал заметное влияние на Зию Камали, по его воспоминаниям, был Мухаммад Абду - видный религиозный деятель и просветитель, один из лидеров национально-освободительного движения. Под его влиянием он решил посвятить себя науке и распространению знаний и сменил свое имя на Зия (Зияэтдин - Дийа ад-дин - "свет религии"), став убежденным сторонником просветительства, обновления ислама, европеизации быта мусульманских народов.

В Россию Зия Камали вернулся в 1904 году, когда в стране уже назревала революция, давшая новый импульс его взглядам. Грамотность и просветительство он считал основным путем освобождения от нищеты, гнета царизма, национального неравенства.

Приехав в Уфу, Зия Камали стал преподавать в медресе "Усмания", принимал активное участие в общественной жизни. Реформаторские идеи он пропагандировал и на страницах периодической печати, в частности, в газете "ал-Алам ал-Ислами" ("Мусульманский мир"), которая издавалась в Уфе с 1906 года (был членом редколлегии и фактическим редактором некоторых ее номеров).

02.jpg

В октябре 1906 года Зия Камали основал в Уфе новое медресе "Галия", которое с помощью меценатов и передовой интеллигенции превратил в первое высшее мусульманское учебное заведение в России. В 1909 году он получил назначение на должность имама Второй соборной мечети Уфы и стал официальным руководителем медресе. Зия Камали выступил организатором ежегодных образовательных курсов для окрестных мулл и учительниц начальных школ. В 1915 году под его руководством в Уфе открылось первое в нашем крае женское учебное заведение с педагогическим уклоном.

Зия Камали одним из первых осуществил перевод Корана на татарский язык, но из-за противодействия консервативного духовенства этот двухтомный труд так и не вышел в свет. Главным его трудом стала «Философия ислама», состоявшая из четырех самостоятельных частей. В этих работах Зия Камали на понятном для широкой аудитории башкирском и татарском языках изложил свои идеи модернизации ислама, раскрепощения и примирения его учения с современной наукой и культурой. Некоторые труды мыслителя - "Истинный путь Корана", "Наши школы мектеб и медресе", третий том "Философии Ислама", касающийся мусульманской юриспруденции, и другие остались неопубликованными и были утеряны.

Благодаря своей научной и просветительской деятельности Зия Камали стал одним из популярных лидеров джадидистского движения (культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии, выступавшее за введение в мусульманских школах ряда светских предметов, развитие национальной культуры, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальных языках). Он подвергался острой критике, а иногда и травле со стороны ортодоксального духовенства. Были даже попытки покушения на его жизнь.

Во время революций Зия Камали активно участвовал в политической жизни: был членом различных комитетов и союзов российских мусульман (в частности, Союза мусульманского духовенства, образованного в марте 1917 года в Уфе), участвовал в Первом Всероссийском съезде мусульман, прошедшем в мае 1917 года в Москве, съезде мусульманского духовенства России в Казани и других. Он выступал убежденным сторонником национального возрождения мусульман, демократизации общественной жизни страны, в том числе религиозной. При Советской власти Зия Камали отстранился от общественно-политической деятельности. В 1923 году его избрали членом Центрального духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. На этой должности он многое сделал для сохранения духовных традиций и религиозной практики мусульман.

В 20-30-е годы прошлого века Зия Камали опубликовал в периодической печати ряд статей радикально-модернистского характера . Так он пытался спасти ислам в условиях тоталитарного режима. Однако даже попытки "социализировать" исламское учение не спасли Зию Камали от новой волны репрессий. В 1936 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и осужден на семь лет тюремного заключения. Скончался Зия Камали в самарской тюрьме. В 1956 году реабилитирован посмертно.

В Управлении Федеральной службы безопасности по Республике Башкортостан хранятся документы, проливающие свет на неизвестные ранее эпизоды жизни и деятельности Зияэтдина Камали.

После смерти Ризы Фахретдинова, в 1936 году, в Москве органами НКВД было возбуждено «Дело о заговоре руководителей ЦДУМ». Суть обвинения заключалась в следующем: заместитель муфтия казый Кашафутдин Тарджиманов вместе с другими руководителями Духовного управления (именно под такой формулировкой был арестован Зия Камалетдинов) приняли решение о его закрытии с целью спровоцировать недовольство среди верующей части мусульманского населения политикой правления СССР в области религии: «Возбуждение верующих против Советской власти».

Всего было арестовано двадцать пять человек, большая часть которых, вообще говоря, никакого отношения к ЦДУМ не имела. Уже в январе 1938 года в Москве Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила всех арестованных к лишению свободы (5–10 лет) и 5-ти годам поражения в правах по статьям 58-4 и 58-10 Уголовного кодекса РСФСР.

Обвиняемые Тарджиманов и Камалетдинов были осуждены на 10 и 7 лет лишения свободы соответственно. Зия Камали отбывал наказание в исправительно-трудовом лагере НКВД на станции Медвежья Гора Кировской железной дороги Беломоро-Балтийского комбината.

Обвиняемый Камалетдинов прибыл в Уфу из исправительно-трудового лагеря 7 октября 1938 года, а обвиняемый Тарджиманов 14 октября того же года. Оба во время проведения следствия находились во внутренней тюрьме НКВД.

Обвиняемый Камалетдинов был допрошен восемнадцать раз, но никаких новых показаний, по сравнению с московским процессом, закончившимся в январе 1938 года, фактически не дал. Он полностью отверг свое участие в контрреволюционной деятельности ЦДУМ.

Сохранился документ, в котором говорится: «В процессе расследования никаких новых фактов для предания Камалетдинова суду не добыто, поэтому содержание последнего в тюрьме города Уфы никакой необходимости не имеет».

В результате 20 июля 1939 года было вынесено постановление: «Дальнейшее следствие по обвинению Камалетдинова Зияэтдина производством прекратить, а его самого этапировать обратно в лагерь НКВД на станции Медвежья Гора Кировской железной дороги Беломоро-Балтийского комбината для отбывания наказания». В соответствии с этим постановлением Зия Камали был отправлен в лагерь. Однако в пути он заболел, был снят с поезда и скончался в тюрьме города Куйбышева.

Из следственного дела Зии Камали, хранящегося в УФСБ по Республике Башкортостан, полностью воспроизведем лишь один документ, представляющий собой фактически автобиографию, написанную во внутренней тюрьме НКВД в Уфе в конце марта 1938 года. Этот документ был написан Зией Камали на языке тюрки, затем переведен на русский язык и оформлен в виде протокола допроса, каждая из трех страниц которого была заверена подписью обвиняемого

Собственноручное показание обвиняемого Камалетдинова Парвазетдина Ямалетдиновича 29 марта 1939 года:

«Я, КАМАЛЕТДИНОВ Зияэтдин (Парвазетдин), 1873 года рождения, родился в д. Кляшевой Чишминского района Башкирской республики, сын крестьянина-бедняка.

Учиться начал в д. Кляшевой в начальной школе на татарском языке, потом в г. Уфе в Усмановском медресе, которое было средним религиозным учебным заведением. Одновременно в медресе я был хальфа (учитель) по арабскому языку. Потом уехал в Турцию, чтобы дополнить свое образование. В Турции окончил среднюю школу (1898–1900), после чего учился в Египте в городе Каире, там окончил богословский факультет (1900–1903). После этого еще учился в Аравии в городе Медине. Там обучался арабской литературе и изречениям Мухаммада (Хадисы) (1903–1904).

Когда я отправился в Турцию на учебу, материально помогал мне муфтий СУЛТАНОВ Мухамадияр (35 руб.) и крымские мусульмане. Когда я остановился в Крыму для получения заграничного паспорта, тогда бахчисарайские мусульмане, узнав, что я бедный ученик, между себя собрали около 60 руб. денег. Во время учебы уфимский торговец НАЗИРОВ Садретдин посылал 200 рублей, когда я проживал в Египте – Каире (1900–1903).

Когда я вернулся в Уфу в 1905 году, то поступил преподавателем в Уфе в мусульманское медресе. Потом я задумал построить новое медресе, чтобы было возможно преподавать науку и религию. По этому поводу я обратился к муфтию СУЛТАНОВУ. И, получив его согласие, начал строить медресе «Галия».

В 1906 году в квартире Султан-Салимгерей ДЖАНТЮРИНА были в гостях: муфтий СУЛТАНОВ, НАЗИРОВ Садретдин, НАЗИРОВ Батретдин, ЯГУДИН Фатхулла, ДЖАНТЮРИНА Суфия, ШАЙХИ-ГАЛЕЕВА Магипарваз, АХТЯМОВА Гульсумбика.

Султанов предложил присутствующим принять участие в стройке нового медресе, где будет введена светская наука. На это присутствующие согласились и начали сбор средств: пожертвовали: ДЖАНТЮРИНА Суфия – 20 000 руб., НАЗИРОВ Садретдин – 20 000 руб., ШАЙХИ-ГАЛЕЕВА Магипарваз – 3000 руб., АХТЯМОВА Гульсумбика – 3000 руб., ЯГУДИН Фатхулла – сто тысяч кирпичей, НАЗИРОВ Батретдин – 1000 руб.

В 1906 году медресе «ГАЛИЯ» было открыто.

В 1906 году я начал преподавать в медресе «ГАЛИЯ» и был директором (мудир). Директор должен быть муллой, я принял сан муллы и был муллой с 1906 года во 2-й Соборной мечети, где первоначально находилось медресе «ГАЛИЯ».

Медресе «ГАЛИЯ» закрылось, когда пришла Советская власть.

Потом я был муллой в 3-й Соборной мечети в городе Уфе.

Сан муллы в 1929 – 1930 годах снял. В 1923 году был выбран мусульманским съездом членом ЦДУМ, где и работал до 1936 года.

Когда я преподавал в медресе «ГАЛИЯ», ввел в преподавание Ислама следующие реформы: отбросил разные легенды и суеверия и показал, что религия Ислама должна состоять только из Корана.

Когда я был в городе Медине (1903 год), то туда приехала на паломничество Багупельская царица Гульзиган Байгам. Мы, татарские ученики, обратились к ней с призывом, и я произнес короткую речь, в которой просил, чтобы она освободила индийских мусульман от ига англичан.

Когда я возвращался из Египта в Россию, в пути остановился в городе Баку и, чтобы добыть средства на дальнейшую дорогу, мне пришлось написать одну статью в газету «ХАЯТ» о реформах в религии Ислама. Прочитав мою статью, бакинский миллионер ТАКЕЕВ позвал меня к себе, поблагодарил за эту статью и дал 50 рублей денег.

У меня имеются труды: 1) Перевод Корана на татарский язык, 2) Философский догмат (4-й том), 3) Философский догмат (2-й том), 4) Дини Тэдбирлэр (Мероприятия в религии Ислама), 5) Аллах Гадалаты. Все труды были напечатаны до революции, перевод Корана не печатан.

Мой взгляд на религию.

Все религии основаны на моральном принципе – любите делать другому то, что любите делать себе. Однако духовенство разными толкованиями разложило этот принцип и создало такое толкование, что невольно было создано враждебное отношение между верующими. Религия Ислама ближе к жизни и научному материализму. Религия Ислама – интернациональная религия.

Татарская нация – способная, но во время царизма не получала светского образования, поэтому считалась отсталой нацией. Мой взгляд на татар, которые принимают бракосочетание с христианами и дают детям немусульманское имя, таково: если смотреть на это с точки зрения Корана, то это не противоречит религии Ислама.

Турецкий народ всегда переживал гнет европейского колониализма, поэтому его экономическое состояние плохое, турецкий народ ленивый.

Англия – страна, которая имеет много колоний. Я был в Каире. Английский народ очень гордый, они сильно эксплуатируют мусульманские народы.

Япония хочет объединить азиатские народы под лозунгом «Азия для азиатов».

Мой взгляд на новый латинский алфавит. Алфавит не послан от Аллаха, алфавит есть только знак для слога, латинский шрифт легче, чем арабский, дети на нем скорее учатся читать и писать.

Камалетдинов

Допрос начат в 10 часов, прерван в 12 часов.
Допросил: оперуполномоченный 3-го отдела УГБ сержант ГБ: Подпись.

Использованная литература:
1) Камалов Т. Р. Зия Камали: мыслитель, просветитель, религиозный деятель /Т. Р. Камалов. – Казань: Иман, 1997.
2) Тузбекова Л. С. Медресе «Галия» (1906–1919)/Л. С. Тузбекова. – Уфа: УГЭС, 2007.
3) Сабиров А.Г. Татарская философия: история, сущность и роль в
духовном развитии татарского народа. Монография. Елабуга:
Изд-во филиала КФУ в г. Елабуга, 2012. – 158 с.
4) Башкирская энциклопедия http://башкирская-энциклопедия.рф/…/13262-kamaletdinov-zyya…
5) Люди и судьбы. Библиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917–1991)/Васильков Я. В., Сорокина М. Ю. – СПБ: Петербургское востоковедение, 2003.
6) ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ «Бельские просторы». http://www.bp01.ru/public.php?public=1782
7) Жертвы политического террора. Международное общество «Мемориал» © 2017http://base.memo.ru/person/show/42089

Статью подготовила Юлия Хасанова

Продолжение следует...

Яндекс.Метрика
Tags: Администрация ГО г.Уфа, Жилой Комплекс Старый Центр Уфа, История Третьей соборной мечети г. Уфы, ООО СтроиТЭК, ПЖСК Старый Центр, Правительство РБ, Хамитов Р.З.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments